Инструменты для претензионной работы

Как повысить эффективность претензионной работы с помощью системы КонсультантПлюс

Претензионная деятельность — одна из основных в деятельности юриста. В обязанности юриста по этому направлению входят  следующие функции:

  • оценка возможного исхода спора, когда нужно быстро понять, чем может грозить для организации тот или иной спор;
  • поиск судебной практики для выбора более выгодной позиции в споре;
  • мониторинг изменений в законодательстве, в правоприменительной практике в сфере деятельности компании.

Основные проблемы, и об этом говорят все юристы – это:

  •  поиск и подбор материалов из огромного массива судебной практики;
  • интересующая категория спора может регулироваться не одной нормой, а несколькими, и это тоже усложняет подбор материалов для анализа;
  •  большой объём каждого документа. В судебной практике любое решение – это большой объём текста, сложно быстро выделить суть, приходится прочитывать каждый документ целиком, что, конечно, затратно по времени.

Какие возможности реализовал КонсультантПлюс для решения этих проблем

  1. Видеть в одном документе ключевые обстоятельства, которые влияют на решения суда, что нужно доказать, что можно оспорить.
  2. Быстро находить судебную практику по ситуации, увидеть перспективы и риски предстоящего суда.
  3. Уточнить запрос, если ситуция спора регулируется несколькими нормами.
  4. Возможность подбора судебной практики, которая по обстоятельствам похожа на тот материал, с которым работает пользователь.
  5. Быстро оценить суть судебного решения без изучения документа целиком.
  6. Видеть историю рассмотрения дела, начиная с первичного суда.
  7. Подбирать судебную практику по категории спора.
  8. Быстро ознакомиться с изменениями, которые произошли по интересующей теме в одном месте, в одном материале.

Отвечая на эти ожидания пользователей, компания КонсультантПлюс разработала соответствующие инструменты для работы.

  1. Рассмотрим возможности инструментов на примере договора подряда.

Предположим, что вы заключили договор подряда, для вас выполнили какие-то работы. Но работы выполнены с недостатками.

В течение гарантийного срока вы это выявили и теперь вы хотите, чтобы подрядчик исправил недостатки,  компенсировал убыток.

Первое: хочется понять, какие у вас шансы, какие материалы должны быть у вас на руках, какие действия нужно вам совершить, чтобы решить спор в свою пользу. Если мы говорим про договор подряда, то это Гражданский кодекс. Статья 723. Ответственность подрядчика

В Консультантплюс есть возможность сразу увидеть, какие есть связанные с данной нормой права материалы.

Они располагаются на правой панели документа. Называются «примечания на правой панели».

Один из важнейших – он прямо помечен отметкой «важно» — это 

«Важнейшая практика по рассматриваемой статье» — разъяснения высших судов и судебная практика за последние три года.  Это очень краткий материал, подготовленный юристами КонсультантПлюс, он регулярно обновляется и, когда появляются новые разъяснения, появляется новая судебная практика, то она обязательно здесь отражается. Вы можете быть уверены, что здесь действительно споры за последние три года. То есть самая свежая судебная практика, на которую можно ориентироваться. Этот материал позволит очень быстро понять тенденции по данной статье. Естественно, всё это подтверждено ссылками на нормы права.

Этот материал очень ценят наши пользователи и многие говорят, что это действительно уникальный материал, в котором в одном месте собраны важнейшие решения, которые точно нельзя упускать из виду, когда вы работаете с данной статьёй, с данной нормой права.

Что ещё на правой панели можно найти?

Ну, во-первых, если мы говорим про судебно-претензионную работу, то она, естественно, начинается с претензии. Как составить претензию по качеству работ?

В системе К+ есть «готовые решения» — это наши аналитические материалы. Они актуализируются, мониторятся изменения, и наши пользователи уверены, что пользуются актуальной информацией.

Готовое решение с пошаговой инструкцией:

Если вы не часто составляете претензии, это возможность не упустить никакие особенности, чтобы ваша претензия соответствовала закону и чтобы ваш контрагент всё понял правильно и отнёсся со всей серьёзностью.

Кроме этого, если вам надо составить какой-либо документ, в Системе есть образцы таких документов. И тоже они вынесены сюда, на правую панель, чтобы ничего не нужно было искать

Все материалы, которые вы находите на правой панели – они действующие, актуальны. Это либо «Готовые решения», либо судебные решения, которые на сегодняшний день актуальны, на которые можно ориентироваться.

Таким образом наши пользователи минимизируют время на поиск необходимых материалов для составления документов, в данном случае претензии.

2. Кроме этого, необходимо подобрать соответствующую судебную практику. Для этой цели пользуются дополнительной информацией к данной статье. Для этого можно по значку « i» перейти в раздел  Судебная практика

В этом разделе наряду с другими информационными банками обратите внимание на информационный банк «Перспективы и риски арбитражных споров».

В этом банке существуют материалы, по которым можно сразу увидеть общую картину и понять, какие перспективы есть у вашей стороны, есть ли у вас все те материалы, все те доказательства, чтобы спор решился всё-таки в вашу пользу.

Есть «Перспективы и риски по арбитражным спорам»,  есть «Перспективы и риски по спорам в судах общей юрисдикции».

Ну вот, например, ситуация: строительный подряд, заказчик хочет взыскать убытки, которые он понёс в связи с устранением недостатков, обнаруженных в течение гарантийного срока. То есть ситуация описана чётко под нашу ситуацию, которую мы представили в примере.

Очень короткий материал, одна страница текста, и вы в курсе того, как будет развиваться дело.

Далее мы видим именно перспективы. В каком случае с большой долей вероятности взыщут убытки, что нам нужно доказать и по пунктам – всё, что должно быть у нас на руках, чтобы подтвердить нашу правоту.

Естественно, всё это подтверждается судебной практикой, то есть приводятся ссылки на судебную практику, на которую опираются авторы.

Далее вы видите возможные причины взыскания убытков в сниженном размере или возможные причины отказа во взыскании убытков.

Подборка показывает, какие шансы в споре. И какие шаги надо сделать, чтобы наши шансы увеличились.

Такие материалы с анализом, с выдачей результата с оценкой перспектив – они уникальные и есть только в системе «КонсультантПлюс», они —  в вашем распоряжении.

3. Одна из сложностей работы юриста в претензионно-исковой деятельности состоит в том, что многие решения находятся на стыке норм права.

Обычно это отдельно оплачиваемая работа юристов, чтобы вам такую перспективу дать. Только у наших пользователей есть возможность пользоваться этими материалами непосредственно в системе.

В данном примере приведены несколько судебных решений, но это не значит, что больше их нет.

Например, в нашей ситуации, когда в работе подрядчиков были выявлены недостатки, заказчик хочет взыскать убытки, но контрагент начал процедуру банкротства. Нам надо понять, что будет в этом случае. Нам надо понять, что будет в ситуации на стыке нормы права Гражданского кодекса и закона о банкротстве.

Конечно, можно было бы искать документы по тексту, задавая в строке поиска слово «банкротство», но мы бы получили список документов, в котором банкротство будет упоминаться в разных контекстах, а нам надо упоминание конкретных норм права. И для этого в системе «КонсультантПлюс» появилась функция, которую юристы уже успели оценить – это «Уточнение по норме права».

В нашем примере нам надо уточнить перспективы, если подрядчик находится на этапе банкротства,  находится на этапе наблюдения, когда:

Здесь есть возможность выбрать не только закон о банкротстве, а даже конкретную статью! Если контрагент находится на этапе наблюдения, то нам нужна статья №71

Так мы сужаем круг поиска и существенно сокращаем время поиска и получаем решения, в которых упоминаются одновременно и «Устранение выявленных недостатков работ» и «банкротство».

Эту функцию оценили наши пользователи, говорят, что это большое подспорье в работе юриста. Подбор судебной практики в КонсультантПлюс занимает минимум времени.

4. В системе КонсультантПлюс есть сервис «Похожие судебные акты», который поможет без всяких дополнительных запросов найти судебные акты со схожими обстоятельствами дела.

Система подобрала похожие судебные решения. Стрелка указывает на судебное решение, к которому система подобрала похожие.

5. Обращаем ваше внимание на ещё одну возможность, которую юристы отмечают, как очень важное преимущество системы КонсультантПлюс – это аннотации к судебным решениям.

Любое судебное решение – это всегда несколько страниц текста, и выделить в нём суть – это достаточно сложно, приходится прочитывать, хотя бы проглядывать документ целиком.

В системе КонсультантПлюс есть очень информативные аннотации. Юристы говорят, что без них как без рук. Без них – никуда. А с ними вы ни одного лишнего документа изучать не будете.

Причём аннотации имеют строго единообразный вид, в котором представлены коротко Требования истца, Обстоятельства дела и Решение суда.

Аннотации значительно экономят время юриста на подбор нужных материалов.

6. Ещё напомним об одном инструменте – История рассмотрения дела.

Когда юрист работает с конкретным делом, важно понимать, откуда это дело пошло, какие решения принимались раньше. Это можно сделать по ссылке «История рассмотрения дела». Документы подгружаются из интернет-архива.

Ещё один запрос юристов. Поиск по ключевым словам. Часто одни и те же ключевые слова встречаются в разных категориях спора.

7. Подбирать судебную практику по категории спора.

В нашей ситуации категория спора — это «подряд».

Далее уточняем и выбираем «требования заказчика»

И в итоге получаем решения, в которых фигурируют два требования о взыскании убытков и упущенной выгоды. Можно отметить несколько требований одновременно:

И получаем список судебных решений, в которых упоминаются одновременно и требование о возмещении ущерба, и упущенной выгоды.

Возможность настроить поиск судебного решения не просто по ключевым словам текстов, а по категории спора – уникальная характеристика КонсультантПлюс, она очень облегчает труд юриста.

Ещё один запрос от пользователей юристов.

8. Как можно оптимизировать отслеживание изменений?

Предположим, что мы решили, что да, спор можно выиграть, да, мы хотим подать претензию, и возникает вопрос: что поменялось за последнее время именно в этом досудебном порядке в решении споров по арбитражу? Потому что за год очень много изменений произошло в законодательстве, они коснулись очень многих сфер. Чтобы не прочитывать все новостные ленты, не волноваться, что вы что-то упустили.

Как увидеть изменения по конкретной тематике? В системе КонсультантПлюс в 2020 г. появились новые материалы, которые позволяют это делать быстро. Называются такие материалы «Последние изменения». Их уже успели оценить наши пользователи.

Это удобный способ отслеживания изменений по конкретной теме, в нашем примере – изменений досудебного порядка.

В обратном хронологическом порядке идут изменения, которые коснулись досудебного порядка.

Видим, что в июле 2020 Верховный суд выпустил обзор, в котором он обобщил практику применения арбитражными судами положений об обязательном досудебном порядке. Перечислено, о чём речь в обзоре, и ссылка на сам обзор, чтобы не приходилось его искать.

Таким образом наши пользователи имеют возможность быстро изучать изменения по каким-то определённым направлениям.

Такие материалы по изменениям есть в «Консультанте» не только по регулированию договоров,  изменения в регулировании корпоративных процедур, изменения в закупках, изменения в проверках органами власти.

В КонсультантПлюс включены 6 новых продуктов с последними изменениями по актуальным темам
«Изменения по налогам и кадрам»
«Изменения в бюджетной сфере»
«Изменения в регулировании госзакупок»
«Изменения в регулировании корпоративных процедур»
«Изменения в регулировании судебно-претензионной работы»
«Изменения в проверках органами власти»


Внутри каждый обзор разбит на практические вопросы, с которыми сталкивается пользователь в работе. Можно увидеть, были ли за последнее время важные изменения по этим вопросам. Например, что поменялось в процедурах увольнения, подачи иска в суд, в проверках Роспотребнадзора и т.д.


Здесь обратите внимание, показаны не только изменения, которые вступили в силу, но и те, которые только запланированы.

Например, закон «О государственном муниципальном контроле». Как этот закон повлияет на проверки Роспотребнадзора. Вступает он с 01.07.2021, но мы заранее предупреждены.

Таким образом пользователи с помощью КонсультантПлюс оптимизируют свою работу и в частности претензионную работу.

Подведём итог.

Мы рассмотрели вопрос, как повысить эффективность претензионной работы с помощью системы КонсультантПлюс.

Мы рассмотрели виды деятельности юристов в претензионной работе,  и какие были ожидания пользователей от правовой системы. Какие появились инструменты в системе КонсультантПлюс, которые удовлетворили эти ожидания.

  1. Каким образом можно дать быструю оценку спорной ситуации, увидеть возможные варианты исхода спора и ключевые обстоятельства, которые будут влиять на решение суда. Это новые информационные банки «Перспективы и риски споров в арбитражных судах» и «Перспективы и риски споров судах общей юрисдикции».
  2. Для точного подбора материалов с одновременным упоминанием нескольких норм права запрашиваем дополнительную информацию по значку i и уточняем её по определённой норме.
  3. Для поиска судебной практики по категориям спора и по заявленным в судебном решении требованиям теперь есть уникальная возможность – новая карточка поиска по судебной практике, которая понимает суть вашего запроса и подбирает список материалов без дополнительных уточняющих запросов.
  4. За счёт аннотаций к судебным решениям пользователи быстро понимают суть судебного решения без того, чтобы читать весь документ целиком.
  5. Возможность подбора похожей по обстоятельствам спора судебной практики – это поиск похожих судебных актов.
  6. И ожидание пользователей о возможности увидеть в одном документе изменения в законодательстве или в судебной практике решены в информационных банках с обзорами по изменениям в претензионной работе, по корпоративным процедурам, по проверкам органами власти и др.

Те пользователи, кто внедрил эти инструменты КонсультантПлюс в свою деятельность, отмечают повышение производительности за счёт сокращения времени на поиск и анализ судебной практики, сокращения судебных расходов за счёт понимания перспектив споров и за счёт сокращения вероятности упустить выгодное решение.

По материалам лекции Валентины Волковой.

Серия бесплатных вебинаров компании «Элкод» — информационного центра сети «КонсультантПлюс» (г. Москва)